3. Пало Кимбиса Слово «кимбиса», как утверждают некоторые источники, означает «побороть», «преодолеть». Фактически имеется две разновидности Пало Кимбиса, в рамках каждой их которых существуют различные Линии:
– собственно Кимбиса, являющаяся преимущественно не христианизированной и базирующаяся на методах Luongo. Kimbisa, как говорят, был Первосвященником Королевства Конго (королевского двора Mfumu Lwangu; первого христианского короля Конго, известного как Afonso I , правившего в период 1505-06 – 1543-45 гг.). Хотя Regla Kimbisa возникло в 16 веке, его корни гораздо древнее;
- La Regla Kimbisa del Santo Cristo del Buen Viaje (которую основал в Гуанабакоа Тата Андрес Петит в 1853 или 1863 году). Кимбиса дель Санто Кристо представляет собой традицию Кимбиса (известную в Африке как Yimbola) с элементами Воду, Абакуа, Ифа, Лукуми, спиритизма, эзотеризма, шаманизма, масонства и католичества. Прослеживаются отдельные элементы ислама (напр. ритуальное приветствие, сенегальского происхождения, - Sala Maleco, Maleco Sala). Kimbisa SCBV не является изобретением Андреса Петита, но является системой, основанной на правомерном объединении Петитом ряда традиционных практик и методов. Андрес Факундо де лос Долорес Петит (Andrйs Facundo Cristo de los Dolores Petit) – чрезвычайно уважаемая, легендарная личность. История гласит, что в свое время он жил с францисканцами, ходил в сандалиях или босиком (несмотря на то, что знал латынь, анаго и семь диалектов банту). Петит был инициирован в Лукуми (Олориша), Пало (Тата Нганга Нкиси Малонго) и секретное общество Абакуа (Isue). Он посещал Папу Римского (Пия IX), который одобрил создание Ла Регла Кимбиса дель Санто Кристо дель Буэн Вьяхе.
Множество вещей внутри Кимбиса указывают на большую древность этой Традиции. Это Правило было в числе первых установленных на Кубе Правил Пало. Хотя обычно считается, что синкретизм Традиционной Религии Конго с христианством произошел на Кубе во времена рабства, на самом деле синкретизм начался ещё в Африке, после того, как португальский исследователь Диего Као (Diego Cao) пришел в Королевство Конго (1482-1483 г.).
В Кимбиса Сарабанда считается главным Мпунгу (как и в Брийумба), а Сьете Райос – Королем Религии Пало. В Кимбиса меньше используются пало, и больше – травы, цветы и т.д.
Некоторые Линии происходящие из Пало Кимбиса: Kimbiza Brillumba Munandio; Brillumba Kimbiza Boanda Francesa (tumba francesa) Congo Gaga (Гаитянская Ветвь); Kimbiza Santo Cristo Buen Viaje (Кубинская Ветвь); Kimbiza Sansu Cristo Ganga Nkisa Arriba Mundiata; Kimbiza Mayombe; Kimbiza Cristo Rey; Kimbiza Palomonte Tumba Cana; Palomonte Haitiano Palo Kimbiza.
В Пало Кимбиса, в основном, используется три метода предсказаний – медиумизм (обладание духом), Нкобос и бросание кокосовых орехов.
Достаточно часто в отдельное Течение Пало выделяют Малонго, имеющее корни в Каконго и Лоанго. Достаточно распространено мнение о том, что Пало Малонго произошло из Пало Кимбиса, Шамалонго – из Малонго, Течение Шангани (Shangani) – из Шамалонго. Все эти Течения, как правило, имеют христианские элементы. Часто понятия «Малонго» и «Шамалонго» отождествляются.
Наиболее известная Линия Малонго в США - 7 Rayos Malongo. Как говорят некоторые источники, Малонго означает - «от природы». По другим источникам, слово Шамалонго, произошло от слова Xianloango, где Xian означает Духа, а Loango указывает родину Традиции. Технология изготовления Нганга в Шамалонго – проще, чем в других Течениях Пало.